Организация работы торгового предприятия – важная составляющая его работы. Ведь от этого зависит грамотное планирование бизнес-процессов, и, как следствие, их эффективность. Давайте рассмотрим две модели товарного учета.
Суммовой
Название говорит само за себя: основа такого учета – сумма денежного движения. Совсем маленькие магазины ведут его в тетрадках, а более крупные предприятия используют таблицы Excel. Такая система поможет следить за работой предприятия по периодам. Все предельно примитивно: первый столбик – расходы на закупку товара. Второй – общие данные о продажах, т.е. сколько всего единиц товара было продано . В третьем столбике указывается выручка, а в четвертом – прибыль. Такой способ подойдет тем, у кого небольшой ассортимент товаров и объемы продаж. Здесь невозможно уследить, какая позиция дает наибольшую маржинальность, а какая – наиболее популярная. Сложно спрогнозировать прибыль на следующий период и отследить сезонность, если она есть. Для этих целей подойдет аналитический учет.
Аналитический
Он помогает не только отслеживать более детальную информацию о продажах, но и увеличивать эффективность бизнеса. Да, вести его сложнее, ведь необходимо делить учет по товарам и магазинам, фиксировать для каждой позиции затраты на закупки и выручку. Зато в результате можно увидеть, что наиболее ходовое, спрогнозировать корректную закупку, выстроить правильную ценовую политику и увеличить общее количество продаж. А сложную, на первый взгляд, систему учета можно упростить специальными программами по автоматизации торгового предприятия.
Владельцы маленьких магазинов могут поспорить, что им хватает и стандартного суммового учета. Однако, когда обороты их бизнеса начнут расти, и потребуется сосредоточить все силы на развитие предприятия, заблаговременно налаженная система товарного учета поможет им сэкономить и время, и деньги.