Учет операций с поставщиками и покупателями в иностранной валюте в BAS Бухгалтерія.
В этой статье рассмотрим порядок оформления валютных операций.
Примеры моделировались в конфигурации «BAS Бухгалтерія», ред.2.1, но описанные в статье методики актуальны для всех типовых хозрасчетных конфигураций, таких как «BAS Бухгалтерія.КОРП», «BAS Комплексне управління підприємством» и других.
Рассмотрим порядок отражения следующих хозяйственных операций в иностранной валюте:
- импорт материальных ценностей, работ и услуг;
- увеличение стоимости импортных запасов на сумму таможенных и прочих дополнительных расходов;
- реализация на экспорт.
Прежде чем приступать к оформлению таких операций следует выполнить вводные настройки программы и учетной политики и изучить нормативную базу.
Для отражения операций в иностранной валюте, хранения остатков и движений по статьям используются счета с признаком валютного учета. К таким счетам, например, относится счет 312 «Текущие счета в иностранной валюте», счет 362 «Расчеты с иностранными покупателями» и т. д.
При использовании этих счетов в регистрах фиксируется валюта операции, суммы в этой иностранной валюте и выполняется расчет гривневого эквивалента. Для данного расчета используется курс валют из регистра сведений «Курсы валют», кроме случаев зачета авансовых платежей (немонетарных статей). Рассмотрим, как заполнять данный регистр.
Для вашего предприятия необходимо создать в программе один или несколько расчетных счетов в иностранных валютах, в которых вы планируете вести расчеты. Делается это в разделе «Главное», группа «Настройки» в карточке организации. В форме создания расчетного счета указывается номер счета в формате IBAN, МФО, валюта счета. В поле «Наименование» вы можете задать удобное и понятное для Вас название расчетного счета в справочнике.
Теперь рассмотрим взаиморасчеты с контрагентами.
Для отражения сделок приобретения или реализации в договорах с поставщиками и покупателями, в разрезе которых будут отражаться операции, необходимо указать валюту, по которой ведутся взаиморасчеты:
Валюта операции для отражения безналичных банковских операций определяется валютой, указанной в реквизитах расчетного счета. Выбор валютного счета в банковском документе становится доступным, если выбран счет с признаком валютного учета, например, 312, 314, 316.
Кроме того, эта же валюта должна быть указана в договоре контрагента-плательщика или получателя платежа, который мы указываем в соответствующем поле формы, для регистрации расчетов по нему. Это условие контролируется при проведении документов.
При проведении документа формируются проводки по счетам 312 «Текущие счета в иностранной валюте», 314 «Другие счета в иностранной валюте», 316 «Специальные счета в иностранной валюте» с отражением суммы платежа как в указанной иностранной валюте, так и в гривне. Корреспондирующим счетами будут 362 «Взаиморасчеты с иностранными покупателями» или 632 «Расчеты с иностранными поставщиками».
Валюта на расчетный счет (счета учета 312, 314, 316) зачисляется в гривневом эквиваленте по курсу НБУ валюты, установленному на день поступления платежа в регистре сведений «Курсы валют»; списывается с расчетного счета (оплата поставщикам – счет 632, комиссия банка – счет 92, проценты по кредитам – счет 951, продажа валюты – 334 и т.д.) – по курсу НБУ на день хозяйственной операции, одновременно гривневый остаток на расчетном счете пересчитывается (курсовая разница) до средневзвешенного курса на расчетном счете на момент списания средств.
Покупка продукции или услуг по валютным договорам в программе оформляется документом «Поступление товаров и услуг». Особенности заполнения этого документа в данном случае следующие:
– цена единицы товара (услуги) указывается в валюте договора.
– ставка НДС – выбирается значение «Без НДС».
Сумма гривневого эквивалента будет рассчитана согласно ПСБУ 21 «Влияние изменений валютного курса».
В случае осуществления авансовых платежей поставщику в иностранной валюте полностью или частями, стоимость полученных товаров (работ, услуг) признается по сумме авансовых платежей с применением валютных курсов, исходя из последовательности осуществления авансовых платежей. Авансы засчитываются только по методу ФИФО – по историческому курсу. При этом авансы анализируются в соответствии с аналитическими параметрами взаиморасчетов – договор и сделка (заказ), если таковая используется.
Если поставка является первым событием по договору (сделке), то гривневая сумма считается исходя из курса данной валюты на день оформления ГТД.
На основании «Поступления товаров и услуг» создаем документ «ГТД по импорту»:
Этот документ оформляется в случае, если при покупке импортного товара необходимо отразить в системе учета информацию о таможенных сборах, акцизе, НДС и пошлине, зафиксированных в грузовой таможенной декларации.
В поле «Номер ГТД» вносится номер грузовой таможенной декларации, по которой отражаем данные.
В поле «Таможня» выбираем из справочника «Контрагенты» таможенный орган, оформивший ГТД, в поле «Договор с таможней» указываем договор. Обращаю ваше внимание, что вид такого договора должен быть «Прочее»:
Информация о таможенных сборах (из графы 47 основного листа ГТД) заполняется на закладке «Основные».
Грузовая таможенная декларация может содержать несколько разделов, в которых группируются товары с одинаковым порядком расчета таможенных платежей (условно к разделу относятся графы 31-47 декларации, которые могут повторяться). Данные каждого раздела ГТД вносятся в документ системы в отдельных закладках.
В документе присутствуют две табличные части.
В верхней таблице отражается сводная информация по разделу: общая сумма пошлины, НДС, акциза. Каждому разделу соответствует отдельная строка. При установке курсора на одну из строк – в нижней таблице «Товары из раздела» отразится информация по каждой номенклатуре товара, относящегося к этому разделу ГТД.
По каждому разделу ГТД могут быть введены свои ставки и суммы пошлины, акциза и НДС. Суммы платежей рассчитываются исходя из введенной таможенной стоимости товаров и ставок налогов. Сумма НДС считается с учетом начисленных сумм акциза и пошлины.
Фактурная стоимость продукции указывается в гривнах. Перечень номенклатуры будет заполнен из документа «Поступление товаров и услуг», если вы создали ГТД на его основании. Или его можно заполнить, выбрав соответствующую команду на панели инструментов.
При нажатии кнопки «Распределить» общие суммы таможенной пошлины, акциза и НДС будут распределены на товары раздела пропорционально их фактурной стоимости. При необходимости их можно будет откорректировать вручную. Стоимость ТМЦ, по которой они будут отражены на материальных счетах, увеличится на сумму распределенных акциза и пошлины, указанных в соответствующих строках перечня товаров.
На закладке «Счета взаиморасчетов» заполняется информация о счетах учета взаиморасчетов с таможней и по налоговым платежам. Если ГТД оформляется на товары комитента, в реквизит «Счет затрат» необходимо внести счет, на который будут отнесены суммы пошлины, акциза и сборов, уплаченных при таможенном оформлении.
При проведении документа, помимо записей (проводок) по бухгалтерскому учету, создаются записи в регистре накопления «НДС налоговый кредит» в части НДС, уплаченного таможенным органам. Информация из этого регистра используется системой при формировании Декларации по НДС.
Продажа продукции на экспорт оформляется в системе документом «Реализация товаров и услуг». Особенности заполнения документа при реализации в иностранной валюте такие же, как и в документе «Поступление …»: цена указывается в валюте договора, % НДС, как правило, равен «0%».
В случае получения от покупателя авансовых платежей в иностранной валюте полностью или частями при отгрузке товаров доход от реализации признается по сумме авансовых платежей с применением валютных курсов, исходя из последовательности получения авансовых платежей. В этом случае сумма дохода и сумма налоговой накладной, созданной на основании такой отгрузки, будут отличаться.
Налоговую накладную можно создать на основании документа реализации. Объем поставки в этом документе считается по курсу на дату продажи.
Внимание следует обратить на то, что индивидуальный налоговый номер покупателя в печатной форме должен отразиться «300000000000».
В следующей статье я расскажу, как правильно оформлять покупку-продажу валюты и делать переоценку валютных ценностей. Если материалы в данной публикации были для Вас интересными и полезными, поставьте лайк вверху страницы.
Если Вам нужна консультация по работе с программами автоматизации бизнеса, задайте нам вопрос в чате или позвоните по контактным телефонам.
Елена Албихина,
Сертифицированный консультант-методист HOTKEY,
Эксперт по автоматизации бизнес-процессов.